Play и Stop

История этих символов — треугольника и квадрата — берет начало в немецкой школе дизайна “Баухаус” (1919—1933 гг.). Одним из ведущих преподавателей школы был российский живописец Василий Кандинский. Он изучал влияние цвета и простейших форм на восприятие человека. Согласно его теориям, квадрат — это устойчивая, неподвижная форма, а треугольник (как производное от стрелки) символизирует движение. Работы Кандинского и других теоретиков “Баухауса” легли в основу разработок промышленных дизайнеров в 60—70-х годах.

Геометрические фигуры стали международными стандартами для обозначения кнопок в 1973 году. Именно тогда DIN — Немецкий институт по стандартизации — обнародовал описание требований к аппаратуре высокой точности звучания Hi-Fi (High Fidelity). Этот документ назывался DIN 45 500. При этом отдельные символы использовались в первых серийных магнитофонах еще в 50-х годах. Но кто именно первым предложил поместить простейшие геометрические фигуры на клавиши магнитофонов и проигрывателей?

Когда в 30—40-х годах на американском рынке начали массово появляться электрические бытовые приборы, такого понятия, как промышленный дизайн, еще не существовало. А потому для маркирования техники индустрия просто адаптировала древние символы. “Сегодня определить авторов пиктограмм, которые используются в дизайне бытовой техники, практически невозможно”, — уверен Ярослав Трофимов. Но это не совсем так.

“До того, как появился стандарт DIN 45 500, символы на кнопках дублировались надписями, — рассказывает Анатолий Бычков, председатель Киевского клуба филофонистов. — Первый магнитофон, в котором все клавиши были маркированы современными символами, появился в 1964 году. Это был самый первый в истории бытовой кассетный магнитофон массового производства фирмы Philips”.

Если мы обратимся к истории бренда, то узнаем, что компания Philips добилась успеха на международном рынке не в последнюю очередь благодаря дизайнерским разработкам. Они стали революционными для своего времени. Бюро индустриального дизайна (Concern Bureau Vormgeving) компании было создано в городе Эйндховен в 1960 году. Под руководством Рейна Веерсема, который возглавил бюро, и был разработан дизайн первого “кассетника”. Хотя дизайнерские стандарты для техники Philips были утверждены Кнутом Айраном (1966 год), именно Веерсема первым предложил использовать эти символы.